Суд ЕврАзЭс – орган по рассмотрению споров и толкованию законодательства Таможенного союза

Стенограмма выступления Косова Александра Анатольевича на конференции «Новое в таможенном законодательстве: теория и практика», организованной Ассоциацией европейского бизнеса. Москва, 1 марта 2013.

Основная задача суда ЕврАзЭс – обеспечение единообразия правоприменения законодательства ЕврАзЭс и законодательства Таможенного союза в наших трех странах. Различия в правоприменении ведут к тому, что те задачи интеграции, которые стоят перед Таможенным союзом, не соблюдаются. Что толку, что мы принимаем ТК ТС, если в разных странах он применяется по-разному?!

Суд ЕврАзЭс создан для того, чтобы осуществлять судебный контроль над миротворчеством в Таможенном союзе и в целом ЕврАзЭс. Наш Таможенный союз и ЕврАзЭс в целом развиваются очень быстро и с шероховатостями. Многие специалисты отмечают, что не всегда соблюдаются общие правила миротворчества официального опубликования. Один из основополагающих документов до сих пор не опубликован официально. Это Договор об обращении в суд ЕврАзЭс хозяйствующих субъектов. Он ратифицирован, Федеральный закон о ратификации договора в России опубликован, но без текста самого договора. Без опубликования эти акты не могут применяться на территории РФ. То же самое касается Решения совета ЕврАзЭс, которое устанавливает размер пошлины, которая должны быть уплачена хозяйствующим субъектом, если он обращается с заявлением в суд ЕврАзЭс. Этот документ так же не опубликован и с точки зрения юридической силы ничтожен. Но он применяется. Это такие шероховатости, которые когда-нибудь будут исправлены. Нужно критично оценивать все эти документы.

Дальше я расскажу о нестыковках, которые установлены в самом статуте суда ЕврАзЭс. Суд ЕврАзЭс начал свою работу официально с 01.01.2012 г. Находится он в Минске. В состав суда ЕврАзЭс должны быть назначены по 2 представителя от каждого государства. ЕврАзЭс – это союз пяти государств (Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан). В настоящее время назначено только 8 судей, так как Кыргызстан пока еще не назначил своих представителей. От России это Константин Леонтьевич Чайка и Татьяна Николаевна Шатаева. Основная задача суда, как я уже сказал, обеспечить единообразное применение международных договоров и актов органов ЕврАзЭс и Таможенного союза. Соответственно, обеспечение единообразного применения достигается при рассмотрении судом конкретных споров. Также предусмотрено, что суд ЕврАзЭс имеет право толковать применение тех или иных международных договоров и актов органов ЕврАзЭс и Таможенного союза. Здесь я обращу внимание на то, что есть нюансы. Не все эксперты обращают внимание на компетенцию суда ЕврАзЭс. Недавно появился проект постановления пленума Высшего арбитражного суда о применении таможенного законодательства. Даже в этом документе, говоря о применении и толковании в отношении международных договоров, принятых в рамках Таможенного союза и актов Евразийской Экономической комиссии, Высший арбитражный суд показал не ту норму. Он ссылается на пункт 3, который касается вопросов ЕврАзЭс, а вопросы Таможенного союза установлены в пункте 4 статьи 13 статута суда ЕврАзЭс. Различия действительно есть. Если мы говорим о международной правовой базе ЕврАзЭс, то это отдельное соглашение общего характера, которое принято пятью государствами. Для таможенного администрирования оно имеет не такое существенное значение, как договорная правовая база Таможенного союза. Туда входят Таможенный кодекс Таможенного союза, Соглашение, касающееся преференции и таможенной стоимости, а также основные решения Комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии. Если посмотреть на статут суда ЕврАзЭс (это договор, который устанавливает полномочия суда ЕврАзЭс), то по вопросам ЕврАзЭс толкования, которое дает суд ЕврАзЭс, не имеют обязательный характер. Если посмотреть полномочия суда ЕврАзЭс по применению таможенного законодательства Таможенного союза, то здесь все толкования имеют обязательный характер. Но здесь нужно учитывать процедуру выдачи этих толкований, так как у суда ЕврАзЭс есть право выдавать консультативные разъяснения, которые имеют рекомендательный характер. Это абсолютно разные процедуры. Толкование положений ЕврАзЭс могут осуществляться только по запросам государств и органов ЕврАзЭс. Хозяйствующие субъекты не наделены правом запрашивать такое толкование. По Таможенному союзу такое полномочие есть, но оно не прямое, а косвенное. Хозяйствующий субъект не имеет право самостоятельно обратиться в суд ЕврАзЭс для получения толкования. Он это может сделать опосредованно через высшую судебную инстанцию. Хотелось бы обратить внимание на один аспект, который мы обсуждали с точки зрения возможности прямого применения соглашений ВТО в конкретных спорах. Позиция арбитражных судов РФ заключается в том, что они принимают эти соглашения как договоренности между государствами. Соответственно, ссылаться напрямую на такие соглашения при разрешении споров арбитражные суды не должны. Позиция Т.Н. Шатаевой по данному вопросу заключается в том, что здесь следует применять избирательный подход. Есть какие-то обязательства, применение которых обусловлено внесением изменений в национальное законодательство, а есть какие-то соглашения, которые могут применяться напрямую. Например, соглашение об определении таможенной стоимости. Вопрос в том, может ли суд ЕврАзЭс применять положения соглашения ВТО, участницей которой является РФ. Компетенция суда ЕврАзЭс ограничивается применением международных договоров Таможенного союза. По мнению Т.Н. Шатаевой, применять положения можно, так как есть договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, подписанной участниками-членами Таможенного союза, в соответствии с которыми установлено, что положение соглашения ВТО является частью правовой системы Таможенного союза. Поэтому если мы видим, что арбитражные суды РФ не готовы напрямую воспринимать какие-то обязательства РФ перед ВТО, то суд ЕврАзЭс может помочь хозяйствующему субъекту защитить свои права.

Хотел отметить саму процедуру обращения хозяйствующих субъектов в суд ЕврАзЭс. Есть специальный договор, который устанавливает правила обращения хозяйствующего субъекта. Если компания обжалует какое-то конкретное решение комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии, то она может самостоятельно обращаться в суд ЕврАзЭс. Если мы говорим о споре, который проходит в арбитражной системе РФ и возникает вопрос о применении положений таможенного законодательства Таможенного Союза, то для того, чтобы получить разъяснения суда ЕврАзЭс, установлена следующая система. На первой, второй и третьей инстанциях этим договором не предусмотрено, что арбитражные суды могут напрямую обратиться в суд ЕврАзЭс. Договором предусмотрено, что таким правом обладает только высшая судебная инстанция. Право обратиться за толкованием возникает у хозяйствующего субъекта, только если он дошел до надзорной инстанции. Но здесь возникает проблема. Мы проводили обзор судебной практики за 2012 год. Получилась следующая статистика. Высший арбитражный суд из 400 с лишним решений рассмотрел только 7. Два по первой инстанции и пять по конкретным делам. По остальным делам суд отказал в передаче в президиум на рассмотрение Высшего арбитражного суда. Здесь мы видим нежелание Высшего арбитражного суда рассматривать таможенные споры.

Как я уже сказал, суд ЕврАзЭс может выносить консультативные заключения. Они носят рекомендательный характер. По мнению Т.Н.Шатаевой, такие запросы не могут быть привязаны к какому-то спору. То есть они носят общий характер. Хозяйствующие субъекты не могут делать запросы на эти заключения. Только органы власти могут их получать.

Очень интересный вопрос: кто имеет право из хозяйствующих субъектов обращаться в суд ЕврАзЭс? Были внесены изменения в статут суда ЕврАзЭс. В первоначальном варианте это были только хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории государств – членов Таможенного союза. Сейчас это могут быть и юридические лица, зарегистрированные в третьих государствах. Есть еще норма, которая говорит о том, что при рассмотрении запросов суд ЕврАзЭс проверяет факт нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов соответствующих обжалуемому решению органов Таможенного союза и международного договора. Круг хозяйствующих субъектов ограничивается конкретным делом.

Несколько слов о процедуре обращения в суд ЕврАзЭс. Установлена обязательная предварительная процедура обращения в Евразийскую экономическую комиссию. До обращения в суд необходимо написать запрос в комиссию, почему применяется тот или иной акт. Получив ответ или не получив его в течение двух месяцев, можно обращаться в суд ЕврАзЭс. Через этот механизм можно получить официальную позицию Евразийской экономической комиссии, даже если дальше решение не будет обжаловано.

Как вывод. Я хочу сказать, что суд ЕврАзЭс, в отличие от суда СНГ, получил реальные полномочия. Как мы видим, он готов работать, несмотря на шероховатости в нормативной базе по регулированию его деятельности. Этим механизмом по защите прав участников ВЭД действительно можно воспользоваться.

Похожие публикации


Нет комментариев на "Суд ЕврАзЭс – орган по рассмотрению споров и толкованию законодательства Таможенного союза"

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Имя : 
Почта : 
Сайт : 
Комментарий: