Российским угольщикам хочется больше преференций от Укрзализныци

Представители угольной отрасли России рассчитывают отыграть свои позиции в текущем году. Основная надежда компаний – растущие от месяца к месяцу показатели экспорта. Помешать экспортному взрыву могут лишь традиционные проблемы данной промышленности – ограничения инфраструктуры и дефицит вагонного парка, пишет РЖД-Партнер.

По данным издания, отдельно следует отметить турецкий рынок, заинтересованный и в энергетическом, и сортовом угле. Ситуация для отечественных компаний здесь складывается благоприятная – ожидается рост отправок в этом направлении. Уголь идет на юг и в том числе через речные порты, где загружается на суда класса “река-море”. В частности, в настоящее время активно работают Ростовский и Таганрогский порты. Несколько проигрывают украинские терминалы, несмотря на то что ставки на перевалку здесь значительно ниже, чем, например, в дальневосточном направлении. Сдерживающим фактором остаются железнодорожные тарифы по территории Украины. Они были скорректированы, но чтобы дозагрузить порты, угольщикам требуются несколько большие преференции, – сетуют в ПГК.
Прогнозируя итоги работы в текущем году, Александр Сапронов, генеральный директор ООО Независимая транспортная компания, отметил, что в соответствии с планами НТК в II полугодии 2011-го объемы перевозок угля и кокса увеличатся на 10-15%. В ОАО РЖД считают, что по итогам текущего года удастся перевезти 304 млн тонн угля (+6% к 2010 г.).
В целом, как пишет РЖД-Партнер, переходный период отрасли, начавшийся после экономического кризиса, постепенно закончился. В I полугодии текущего года участники и эксперты рынка отмечают рекордные показатели роста перевозок данной номенклатуры. В первой половине 2011-го перевозки каменного угля железнодорожным транспортом выросли на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем в мае – июне они оказались рекордными для этих месяцев за последние 10 лет, – отмечает ведущий аналитик компании Brunswick Rail Андрей Цыганов.
Причины активного роста всей отрасли заключаются в экспортном драйвере, в то время как внутренние перевозки в течение I полугодия 2011 года незначительно снизились (на 3%). За прошедшие 6 месяцев, указывает А. Цыганов, объемы вывозимого угля увеличились более чем на 9%. Динамика спроса на российскую продукцию в мире выросла в результате существенного снижения предложения со стороны Австралии после стихийных бедствий, – заключает А. Цыганов. Как результат – цена на уголь при отгрузке в дальневосточных портах в адрес азиатских потребителей на 10-15% выше, чем в южных и северо-западных портах России.
Напомним, что еще в 2006-2007 годах основной поток грузов на сети РЖД шел с Западно-Сибирской железной дороги в направлении западных границ и портовых терминалов европейской части России. Ежегодный рост здесь составлял порядка 30-40%, в то же время дальневосточные порты простаивали незагруженными. Сегодня картина рынка кардинально изменилась. В последние два года наблюдалась тенденция по переориентированию грузопотока на восточное направление, что, во-первых, объяснялось конъюнктурой рынка: спрос на Востоке (а следовательно, и цены на уголь) был существенно выше, чем на Западе. Во-вторых, СУЭК перевела с западного направления на собственный терминал в порту Ванино значительную долю экспортных объемов, – комментируют ситуацию в Первой грузовой компании.
В ЦФТО ОАО РЖД отмечают, что подобные проблемы, с которыми уже не первый год отправители угля сталкиваются на Дальнем Востоке, сегодня есть и в других регионах. Таких сложных направлений становится все больше. К примеру, аналогичная ситуация сложилась и в Северо-Кавказском регионе, куда идет груз для Олимпиады 2014 года. Здесь тоже существует множество узких мест, и мы регулярно ломаем голову над решением двух задач: как не допустить образования пробок и как увеличить пропускную способность дороги. Перегруженными становятся и магистрали, ведущие к западноевропейским границам и портам, – отмечают специалисты ЦФТО. Такая ситуация характерна для всей сети ОАО РЖД, говорят крупные грузоотправители.
Каждый год тот или иной участок железной дороги становится бутылочным горлышком. Поэтому периодические заторы возникают и рассасываются по всей территории страны. Нельзя выделить какой-то отдельный полигон, где не бывает узких мест вообще. Например, наиболее болезненными для угольщиков, помимо Дальнего Востока, являются Северо-Запад и регион Северного Кавказа, где летнее увеличение пассажирских рейсов серьезно бьет по пропускной способности железных дорог в отношении грузовых поездов, – комментируют ситуацию в компании Мечел.
По прогнозам операторов, перегруз инфраструктуры и рост числа пробок на западном направлении подтверждается еще и тем, что в текущем году рынок ожидает роста цен на уголь на Западе до конца лета на 3-5%. Это, в свою очередь, позволяет прогнозировать и рост интереса угольщиков к данному направлению. Впрочем, по мнению представителей ПГК, перерабатывающие способности портов и пропускная способность железных дорог здесь, за редким исключением, выше, чем на восточном направлении.

Автор: Мария Шевченко

Похожие публикации


Нет комментариев на "Российским угольщикам хочется больше преференций от Укрзализныци"

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Имя : 
Почта : 
Сайт : 
Комментарий: