E-freight и новые возможности для осуществления ВЭД в рамках Таможенного союза (на примере Домодедовской таможни)

Прошло уже 3 года с момента принятия Таможенного кодекса Таможенного союза. За это время сформирована основная правовая база функционирования Таможенного союза. С образованием Таможенного союза появились новые позитивные возможности, которые открываются для осуществления внешнеэкономической деятельности. Об этих возможностях и пойдет речь.

Таможенным законодательством сформированы правовые основы для сокращения сроков совершения таможенных операций, в том числе за счет внедрения информационных технологий таможенного декларирования и выпуска товаров.

Какие реальные показатели удалось достичь нам на сегодняшний день?
Удалось сократить сроки выпуска товаров в 2012 году по сравнению с 2011 годом. На 15 % в отношении ввозимых товаров и почти в два раза по экспортным товарам.
Обращу внимание, что в отношении экспортных товаров сроки составляют 4 часа. Нами в 99 % случаев эти сроки выдерживаются.
Сегодня более 97 % деклараций на товары в Домодедовской таможне выпускаются в электронном виде.
Обеспечена возможность удаленного выпуска товаров, находящихся в аэропорту Домодедово, в 11 таможенных органах России. В первую очередь для производственных предприятий (Самсунг, Фольксваген, Ютаир), для проведения выставок, для инновационных товаров.
Осуществляется развитие Центров электронного декларирования в таможне. Что немаловажно, данный процесс осуществляется естественным путем.
Ведется активная работа по сокращению сроков совершения таможенных операций:

1. Сокращение перечня документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров и выпуске товаров.
Совместно с участниками ВЭД проводим анализ представляемых пакетов документов и готовим предложения по отказу от представления отдельных документов.

2. Ведем работу по внедрению предварительного информирования.
С мая 2012 года в аэропорту Домодедово внедрено программное средство, обеспечивающее совершение отдельных таможенных операций при прибытии и убытии транспортных средств.
С июня 2012 года начата отработка представления предварительной информации от перевозчиков.
Первыми перевозчиками, которые начали представлять в отношении отдельных рейсов предварительную информацию стали авиакомпании «Трансаэро» и «Emirates». В ближайшее время еще три авиакомпании планируют включиться в данную работу.

3. Запущен эксперимент по реализации стандарта E-freight.
Реализация проекта E-freight направлена на обеспечение возможности безбумажного взаимодействия между всеми участниками процесса воздушных перевозок, в том числе государственными органами, исключительно в электронном виде. Аэропорт Домодедово является четвертым участником проекта по России (наряду с Шереметьево, Толмачево и Емельяново) и первым в процессе информационного взаимодействия при выполнении международной авиационной перевозки с выгрузкой груза из воздушного судна в аэропорту Домодедово. В рамках отработки предварительной информации и реализации проекта E-freight ведется планомерная доработка существующих технологий, которые обеспечат сокращение времени совершения таможенных операций, обеспечат эффективную работу для всех участников авиаперевозок.

Теперь несколько слов о потенциальных возможностях для осуществления ВЭД в рамках Таможенного союза, которые существуют в регионе деятельности Домодедовской таможни и активно используются.

Впервые в России регионом деятельности авиационной таможни определен не отдельный аэропорт, а целый Домодедовский район. Это своего рода эксперимент, который открывает новые возможности для бизнеса, но создает много трудностей для таможни. Несмотря на сложности, мы согласились провести этот эксперимент и ведем активную работу для его успешной реализации.

Мы понимаем, что современный международный аэропорт:
- не ограничивается пределами взлетно-посадочной полосы и прилегающей к ней территории;
- образует вокруг себя целый мегаполис, являясь его ядром, создавая импульс для развития прилегающих территорий;
- создает условия для развития производственных предприятий, для которых важен фактор времени.
Вторым фактором для реализации новых возможностей бизнеса стало изменение подхода при взаимодействии с деловым сообществом.
Сегодня работает много компаний, которые длительное время ведут свой бизнес, которые заинтересованы в развитии, уделяют большое внимание соблюдению законодательства. Соответственно, с такими участниками ВЭД мы ведем конструктивный диалог.

В таможне организована практика круглых столов с участниками ВЭД по возникающим проблемам частного характера. Создан Консультативный совет, в рамках которого вырабатываются общие подходы к осуществлению ВЭД, решаются вопросы по созданию условий со стороны таможни для развития бизнеса. Такая практика уже начала давать свои положительные результаты.

По инициативе бизнеса нами обеспечена возможность круглосуточного оформления деклараций. Отмечу, что данная возможность также реализована на таможенном посту, осуществляющем удаленный выпуск товаров, расположенных в аэропорту Домодедово. При возникновении проблемных ситуаций при реализации новых проектов нами учитываются производственные особенности предприятий, вырабатываются новые подходы.

Такой подход положительно оценивается со стороны участников ВЭД, особенно в случаях, когда действующие нормативные акты только рамочно регламентируют отдельные возникающие производственные ситуации. Так, в 2012 году реализован проект по упрощенному оформлению припасов. Предложен упрощенный порядок перемещения фармацевтической продукции в специальных контейнерах. Причем таможней был разработан еще более упрощенный порядок декларирования таких контейнеров, по сравнению с тем, что предлагал перевозчик. Начат эксперимент по перемещению трансферных пассажиров, предполагающий сквозную регистрацию пассажира до конечного пункта без выдачи ему багажа в трансферном аэропорту. Разработана технология по перемещению товаров на внешние склады, которая предполагает упрощенный порядок совершения таможенных операций без применения таможенной процедуры таможенного транзита.

Подведем итоги:
Сегодня очень много критики адресовано в адрес таможни. Отчасти справедливой, а отчасти нет. Так не все зависит от таможни. Много норм, реализация которых возложена на таможню, формируется не таможней, а другими ведомствами. Однако, как показывает опыт, значительное количество проблем возможно решить путем конструктивного диалога. И мы обращаем Ваше внимание на необходимость ведения такого диалога. Со стороны Домодедовской таможни такой подход имеет свои положительные результаты.

Доклад (PPT)

Похожие публикации


Нет комментариев на "E-freight и новые возможности для осуществления ВЭД в рамках Таможенного союза (на примере Домодедовской таможни)"

Нет комментариев.

Оставить комментарий

Имя : 
Почта : 
Сайт : 
Комментарий: